Игнатов Александр

широкие  горизонты  нормотворчества

 

2008 год оказалось на редкость богат законодательными и нормативно-правовыми новациями в сфере нефтепродуктообеспечения. В отличие от практически не оставивших следа предыдущих 3-4 лет, за полгода принят новый закон, внесены изменения в один ГОСТ и разработан проект нового ГОСТ. Каждый из них в отдельности, может быть, и не предмет для статьи, но три – это уже критическая масса. 

 

Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008г. № 102-ФЗ

Данный закон в начале 2009г. заменит старый от 1993г., с таким же названием.

15 лет – немалый срок. За это время изменилось многое, поэтому логично ожидать, что новый закон будет не только наравне с прежним, но и затмит его своими достоинствами.

При знакомстве с новым законом главное внимание было уделено статьям «Цели и сфера действия закона» и «Калибровка средств измерений».

Оно и понятно. Эти два раздела представлены и в старом законе, но как-то половинчато, с большими недочетами. Меж тем, эти разделы затрагивали нефтепродуктообеспечение, пожалуй, в наибольшей мере, чем какие-либо другие отрасли. А потому была надежда, что новый закон исправит упущения старого.

Сначала о сфере действия законов о единстве средств измерений в старом и новом законах – соответственно статьи 13 и 1.

В частности, статья 13 старого закона (пока еще действующего, до января 2009г.), охватив сферу торговых операций требованием о единстве измерений, как-то упустила, что в век глобализации торговля немыслима без логистики и транспорта. Иными словами, очень часто продавец и покупатель не стоят друг перед другом, как на рынке, а разделены в пространстве и во времени, покрывать которые призвано третье, промежуточное звено – средство доставки в виде стороннего или собственного транспорта.

Нефтепродуктообеспечение в этом смысле уникально, потому что все способы транспортировки наливных нефтепродуктов – железнодорожные и автомобильные цистерны, речные и морские танкеры, – являются объектами калибровки или градуировки, то есть полностью подлежать метрологическому контролю со стороны государства. И получилось так, что статья 13 старого закона напрочь забыла об этих средствах измерений, причем утвержденного типа, общее количество которых не менее двух-трех сотен тысяч.

Парадокс, но действительно – закон «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993г. № 4871-1 не признавал транспорт и транспортные операции сферой своего действия. И это на фоне того, что львиная доля потерь нефтепродуктов падает как раз на их транспортировку. Именно в цистернах и танкерах грузополучатели выявляют наибольшие недостачи при приеме нефтепродуктов.

В этой ситуации логично было ожидать, что статья 1 «Цели и действия закона» нового закона кардинально изменит ситуацию.

Увы.

Транспорт и транспортные операции опять оказались забыты. Они не включены в список сфер, в которых требуется обеспечить единство измерений. Фактически это означает, что нефтепродуктообеспечение снова оказалось обделенным. Если учесть, что автомобильные цистерны – это объект государственной поверки, а железнодорожные цистерны – объект калибровки силами МПС, то есть государственного учреждения, то невнимательность нового закона к этим средствам измерений проявлена непростительная.

Теперь в нескольких словах о том, какой видится калибровка средств измерений в старом и новом законах – соответственно в статьях 23 и 18.

В статье 23 «Калибровка средств измерений» старого закона был абзац, который, пусть и робко, но все же утверждал, что при рассмотрении споров в суде или арбитражном суде результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств. Для грузополучателя это был фактически единственный шанс доказать недостачу в железнодорожной цистерне, опираясь на калибровочные таблицы МПС, или же обосновать недостачу при перевозке автоцистернами, опираясь на калибровочные таблицы резервуаров, разработанные метрологической службой грузополучателя.

Но даже эти доказательства не всегда гарантировали победу в арбитраже против длинноруких перевозчиков – и только потому, что транспортные операции не входят в сферу, на которую сам же закон распространяет требование о единстве измерений.

Но новый закон в этом вопросе оказался еще хуже.

Он лишил грузополучателей даже той эфемерной поддержки, которая содержалась в статье 23 старого закона, при отстаивании их прав в случае обнаружения недостач, к которым могли быть причастны транспортные организации.

Статья 18 нового закона превратила калибровку в дело сугубо виртуальное и добровольное, выполняемое разве что для полного счастья, поскольку калибровочные таблицы, разработанные в полном соответствии с требованиям нормативных документов и соответственно не уступающие своим качеством градуировочным, могут отныне использоваться максимум для внутреннего учета юридического лица. Ни в каких судебных или арбитражных процессах в качестве доказательств они выступать уже не могут.

Ладно уж там калибровочные таблицы резервуаров, разработанные доморощенными метрологическими службами отдельно взятых юридических лиц. Это сущий пустяк по сравнению с тем, как повлияет статья 18 нового закона на статус калибровочных таблиц железнодорожных цистерн, утвержденных МПС, то есть государственным учреждением. Многие грузополучатели, использующие эти таблицы при приеме железнодорожных цистерн, с 2009г. вообще будут лишены возможности доказать что-либо грузоотправителю или перевозчику в случае выявления недостач, даже самых непомерных, ибо теперь эти таблицы с точки зрения метрологии и обеспечения единства измерений превратились в пустое место.

Вот и получается, что новый закон как-то не оправдал надежд. Мало того, что в нем транспортные операции опять не включены в сферу, регулируемую законом об обеспечении единства измерений, из-за чего нефтепродуктообеспечение страдает больше, чем кто-либо.  Так нефтепродуктообеспечение еще и лишилось последней опоры в лице статьи 23 старого закона.

Так что по прочтении нового закона, который вступит в силу уже совсем скоро, первое, что приходит на ум – это диалог Хоттабыча и Вольки после экзамена по географии:

-        Потряс ли ты, о Волька, своими знаниями учителей своих и товарищей своих? – спросил, обращаясь к Вольке, сияющий Хоттабыч.

-        Потряс… – уныло ответил Волька и с ненавистью посмотрел на старика.

Хоттабыч самодовольно ухмыльнулся, не заметив взгляда Вольки.

Тем не менее обзор двух законов об обеспечении единства измерений продолжим на конструктивной ноте.

Было крайне важно за оставшиеся четыре месяца до вступления в силу нового закона дополнить его хотя бы двумя абзацами в статьях 1 и 18, которые позволят сгладить сегодняшние его изъяны. Лучше сделать это сейчас, пока закон еще не в силе, ибо потом это будет сделать много труднее.

После подпункта 7 в пункте 3 статьи 1 Федерального Закона от 26 июня 2008г. № 102 ФЗ необходимо добавить новый подпункт примерно следующего содержания:

«8) операции погрузки, транспортировки и приемки грузов, осуществляемые непосредственно в средствах измерений, к которым установлены обязательные метрологические требования;»

Кроме того, пункт 3 статьи 18 Федерального Закона от 26 июня 2008г. № 102-ФЗ необходимо дополнить абзацем вторым примерно следующего содержания:

«Результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут использоваться в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений в тех случаях, когда иной способ обеспечения единства измерений (поверка) отсутствует. При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления Российской Федерации результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств.»

Этот абзац будет исключительно важен в первую очередь в отношении железнодорожных цистерн, которых уже в 2002г. насчитывалось более 180 тысяч, и каждая из которых должна быть обязательно поверена как средство измерений утвержденного типа. Но поверка такого количества – занятие крайне обременительное и требующее много времени и средств. В силу этого калибровочные таблицы, разработанные МПС и продолжающие пополняться новыми типами цистерн (за 4 года 5 новых типов), еще очень долго будут востребованы. А следовательно, такой абзац в пункте 3 статьи 18 нового закона будет столь же долго, как и сами калибровочные таблицы железнодорожных цистерн, актуален и востребован, поскольку он позволит уже в рамках закона создать основу цивилизованных отношений между хозяйствующими субъектами.

 

 

ГОСТ 8.570-2000 «Резервуары стальные цилиндрические. Методика поверки»

В февральском номере «Современной АЗС» за этот год поднимался вопрос об ошибке, которая может появиться в градуировочных таблицах вертикальных резервуаров при измерении радиальных отклонений образующих резервуара от вертикали (пункт 9.1.2), а также наклона резервуара (пункт 9.1.3), если для этих целей применяется теодолит.

С 1 июня 2008г. в этот ГОСТ внесены многочисленные изменения. Большинство из них косметические, но есть среди них и одно весьма серьезное, которое коснулось как раз порядка определения наклона вертикального резервуара.

До внесения изменений в ГОСТ наклон вертикального резервуара определялся путем измерения отклонений стенок резервуара от вертикали с помощью отвеса или теодолита, то есть измерения выполнялись в вертикальной плоскости. Отныне наклон будет определяться иначе – на основе измерения отклонения плоскости днища резервуара от горизонтали при помощи теодолита, то есть измерения переносятся уже в горизонтальную плоскость.

Как и до внесения изменений в ГОСТ, определение радиальных отклонений образующих резервуара от вертикали остается в силе (пункт 9.1.2 не претерпел существенных изменений). Как и раньше, они могут производиться или с применением теодолита, или отвеса. Однако ясно, что если для определения наклона резервуара через выявление отклонений днища от горизонтали требуется теодолит, то отклонения образующих резервуара от вертикали вряд ли будут измеряться с помощью отвеса. Оно и понятно – теодолит точнее и удобнее в работе.

Иными словами, следует ожидать, что и наклон резервуара от вертикали, и отклонения образующих от вертикали отныне будут определяться посредством теодолита. С той лишь разницей, что первый определяется в горизонтальной плоскости (пункт 9.1.3 новой редакции ГОСТ), тогда как второй – в вертикальной (пункт 9.1.2 новой редакции ГОСТ).

Возможно, что новый способ установления наклона резервуара от вертикали устранит ошибку прежней редакции стандарта, которая сопровождала измерения теодолитом и выражалась в том, наклон резервуара в градуировочныой таблице оказывался противоположным имеющемуся в действительности.

Но все равно есть незадача, ибо изменения, внесенные в стандарт, не коснулись пункта 9.1.2 об измерении отклонения образующих резервуара от вертикали. И пусть даже эти отклонения отныне никак не сказываются на градуировке резервуара, ошибка, вносимая за счет некорректно выбранной точки отсчета при измерениях теодолитом, в пункте 9.1.2 осталась.

В итоге получается, что отклонение днища резервуара от горизонтали будет показывать наклон резервуара в одну сторону, тогда как отклонения образующих резервуара от вертикали покажут наклон … в противоположную сторону.

И если бы кто-то пожелал построить на основе измерений, предусмотренных пунктами 9.1.2 и 9.1.3 стандарта, сечение резервуара в вертикальной плоскости, проходящей через его ось, то вместо положенного прямоугольника он увидел бы параллелограмм.

 

 

ГОСТ «Топливораздаточные колонки. Общие технические требования» (проект)

В декабрьском номере «Современной АЗС» за прошлый год представлена статья под названием «Ящик Пандоры». В ней рассказывалось об инициативе американских законодателей, суть которой сводится к тому, чтобы розничная продажа нефтепродуктов производилась по объему, приведенному к некоей единой для всех розничных операторов температуре. Подобная унификация отпущенного через ТРК объема может стать поворотным событием, способным вызвать кардинальные изменения в количественном учете розничной торговли нефтепродуктами во всем мире. В связи с этим в статье делался вывод, что подобные инициативы в скором времени следует ожидать и у нас.

Прогноз сбылся на все сто.

В январе-феврале 2008г. Госстандарт РФ анонсировал проект нового стандарт под рабочим названием «Топливораздаточные колонки. Общие технические требования».

Объем стандарта впечатляющий – более полусотни страниц. Разработчики учли все мыслимые и немыслимые повороты событий, описывая список требований, которым должна удовлетворять современная ТРК.

Вот внушительный перечень того, что должно быть на ТРК и что должна делать ТРК, помимо своей обычной функции – отпуск продукта через пистолет.

ТРК должна быть украшена разного рода информационными «лейблами», из коих потребитель мог бы получить исчерпывающие представление о ТРК:

-        товарный знак предприятия-изготовителя или его сокращенное наименование;

-        условное  обозначение и номер технических условий;

-        порядковый номер по системе нумерации  предприятия изготовителя;

-        напряжение питающей сети;

-        знак утверждения типа по ПР 50.2.009

-        год выпуска;

-        наименьшую дозу выдачи (минимально измеряемый объем);

-        наименьший расход Qнаим.;

-        наибольший расход Qнаиб.;

-        максимальное давление топлива (сжиженного газа) Рмакс;

-        минимальное давление топлива (сжиженного газа)  Рмин.;

-        максимальную температуру топлива (сжиженного газа) tмакс.;

-          минимальную температуру топлива (сжиженного газа)  tмин,

-        номер сертификата, выданный центром по сертификации взрывозащищенного и рудничного оборудования и наименование центра, выдавшего сертификат;

-        температурный интервал, установленный для взрывозащищенного оборудования.

ТРК должна быть оснащена цифровым табло для потребителя, также призванным информировать его.

Во-первых,  оно должно ознакомить со следующей условно-постоянной информацией:

-        знак утверждения типа;

-        наименьшая доза выдачи;

-        предел допускаемой относительной погрешности;

-        единица измерения объема;

-        денежная единица стоимости и цены одного литра.

-        единица  измерения массы или объема;

-        единица измерения температуры продукта.

Во-первых,  о том, потребитель должен знать, что же он приобрел за свои деньги:

-        выданный  объем в условиях измерения, л;

-        стоимость  выданного объема, руб.;

-        установленную цену  одного литра, руб.;

-        приведенный объем, л, или массу, кг;

-        температуру продукта по окончании выдачи дозы, ºС;

-        суммарный объем  или массу продукта, выданного оборудованием, л или  кг.

Словом, современная ТРК, по мнению разработчиков стандарта, должна быть своего рода этаким комбайном типа «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Ирония иронией, но рациональное зерно в стандарте все же доминирует над некоторыми отдельными деталями, пусть даже сегодня вызывающими пока только улыбку.

Кроется это рациональное зерно в том, что ТРК должна показывать покупателю объем продукта, приведенный к стандартным условиям, что, в свою очередь, предполагает единую температуру приведения. Судя по некоторым признакам, в отечественной розничной торговле нефтепродуктами это будет температура +20°С.

Но вот вопрос, на которого в стандарте пока нет ответа – то ли из скромности пропустили, то ли по забывчивости.

Для чего потребитель должен знать объем, приведенный к стандартным условиям?

Для того, чтобы за него расплатиться? Или же просто так, ради удовлетворения детского любопытства?

Если ради любопытства, то стоит ли городить столь грандиозный огород по тотальному обновлению отечественного парка ТРК?

Но если же ради того, чтобы покупатель, независимо от региона и сезона, где бы он ни приобретал продукт, оплачивал именно приведенный к стандартным условиям объем, то это совсем другое дело. Ради этого можно и слегка разорить отечественных розничных операторов, попутно слегка озолотив отечественных и зарубежных производителей ТРК.

Однако между американским ящиком Пандоры и отечественным есть большая разница.

Дело в том, что американцы собираются сначала принять соответствующий закон, обязывающий розничных операторов продавать приведенный объем продукта. Очевидно, что уже исходя из этого закона будет разрабатываться материально-техническая и метрологическая база розничной торговли нефтепродуктами, то есть собственно оснащение и работа ТРК.

А что у нас?

 Допустим, что ГОСТ под рабочим названием «Топливораздаточные колонки. Общие технические требования», обязывающий розничных операторов устанавливать только супернавороченные ТРК, будет принят. Понятное дело, после этого розничным операторам, нравиться или нет, останется приобретать исключительно такие ТРК-комбайны.

Но вот если к этому времени Госдума не примет закон, обязывающий розничных операторов торговать нефтепродуктами в единицах объема, приведенного к стандартным условиям (допустим, к +20°С), то какая будет разница между топливораздаточной колонкой, информирующей покупателей о чем угодно, в том числе и о последних котировках на мировых биржах и фьючерсах нефтяных компаний, и старой доброй «Нара», которая иногда даже литры не показывает?

Да ровным счетом никакой.

Поэтому, может быть, ящик Пандоры все же следует открывать с другой стороны?

Например, с принятия федерального закона о розничной продаже нефтепродуктов в единицах приведенного объема и с указанием цен на АЗС также за единицы приведенного объема?

Тогда и от ГОСТ под рабочим названием «Топливораздаточные колонки. Общие технические требования» будет польза.

Hosted by uCoz